Античная литература

Грабарь-Пассек М. Е. Античные сюжеты и формы в западноевропейской литературе. - Москва : Наука, 1966

Примечания

Цитаты из поэм Гомера даны в переводах Гнедича и Жуковского, из «Гомеровских гимнов» и из поэм Гесиода — в переводе Вересаева, из «Амфитриона» Плавта — в переводе Артюшкова. О переводе цитат из трагедий Сенеки см. Приложение III. Цитаты из «Божественной комедии» Данте даны в переводе М. Лозинского. Остальные цитаты, стихотворные и прозаические, в тексте и примечаниях — в переводе автора книги. Курсив в цитатах везде авторский.

Из «Библиотеки» Аполлодора

Изложение мифологических сюжетов т.н. «Фиванского цикла» по «Библиотеке» Аполлодора (Книга III).
По изд.: Аполлодор. Мифологическая библиотека. Ленинград, Издательство «Наука», Ленинградское отделение, 1972.
Перевод и примечания В. Г. Боруховича.

 

[Похищение Европы]

Онесикрит Астипалейский. Отрывки

Онесикрит (360 г. до н. э. — 290 г. до н. э.) — древнегреческий историк и писатель, сопровождавший Александра Македонского в его азиатских походах. Онесикрита часто цитировали более поздние античные авторы, критиковавшие его, однако, за неаккуратность и фальсификацию исторических фактов. Среди его сочинений (сохранившихся лишь в цитатах) — биография Александра Великого «Как воспитывали Александра» и описание его похода в Азию, из которого известны такие эпизоды, как визит к Александру королевы амазонок Фалестрис и беседа Александра с индийскими мудрецами (гимнософистами).

Элиан. Пестрые рассказы

Перевод с древнегреческого, статья. примечания и указатель С. В. Поляковой
По изд.:
Элиан. Пестрые рассказы. Издательство Академии наук СССР, М.-Л.: 1963

 

Книга I

1

Удивительно прожорливы полипы и уничтожают без разбора все. Часто они не удерживаются даже от пожирания себе подобных: чуть только меньший попадется большему и окажется в мощных сетях его щупальцев, так сейчас же становится его пищей.

Песнь гончаров

Под этим условным названием приводится текст анонимного автора (вероятно, VI в.), который в древности приписывали и Гомеру, и Гесиоду. По существу, это «гимн наоборот» — безымянный певец обещает помощь Афины-Эрганы, то есть покровительницы ремесленников, если ему будет обеспечена награда, и грозит гневом мелких демонов в противоположном случае. Таким образом, гимн постепенно переходит в заклинание.

Перевод О. П. Цыбенко

Гай Юлий Солин. Собрание достопамятных сведений

Обстоятельства и время жизни Гая Юлия Солина, под чьим именем дошло до нас сочинение "Собрание достопамятных сведений" ("Collectanea rerum memorabilium"), как и некоего Адвента, которому это сочинение посвящено, совершенно неизвестны. "Собрание" представляет собой компиляцию из различных латинских авторов, но основным источником Солину служила "Естественная история" Плиния Старшего. Таким образом, Солин ни в коей мере не является самостоятельным автором, и те места его труда (их немного), авторство которых не удалось установить, очевидно, заимствованы им из неизвестных нам сочинений.

Телегония

Автором поэмы считали Евгамона из Кирены в Африке (VI в.).  
Содержание ее составляли поиски Телегоном, сыном Одиссея и Кирки, неведомого ему отца, встреча не узнавших друг друга отца с сыном и смерть Одиссея от руки более молодого соперника.

Поэма состояла из двух книг. Сохранился краткий синопсис в извлечениях Фотия из «Хрестоматии Прокла» (II в. н. э.) и два маленьких фрагмента.

Перевод О. Цыбенко

 

1 (1)

Возвращения (Носты)

Автором считался Агий из Трезена (середина VII в.). Содержание поэмы  составляли различные способы, которыми уцелевшие ахейцы добирались до дому: буря, обрушившаяся на их флот у Каферейского мыса (ср.: разд. Ш, Алкей, фр. 20), скитания Менелая и убийство вернувшегося Агамемнона Эгисфом и Клитеместрой, которым отомстил Орест.

Разрушение Илиона

Автором считается Арктин из Милета (конец VTTI в.). По содержанию эта поэма отчасти совпадала с предыдущей, так как в ее начале троянцы еще обсуждали, как им поступить с деревянным конем. Только после гибели Лаокоонта и его сыновей, в которой троянцы увидели божье знамение, конь был введен в город. Кончалась поэма отплытием ахейцев из-под Трои.

Поэма состояла из двух книг, то есть примерно 1500 строк. Её синопсис (краткое изложение) занимает одну страницу текста. Сохранилось 18 стихотворных строк в составе 4 фрагментов, а также 2 фрагмента с пересказом.

Гомер. Одиссея

Произведения Гомера, поэмы "Илиада" и "Одиссея", являются первыми по времени известными нам памятниками древнегреческой литературы и вместе с тем вообще первыми памятниками литературы в Европе. Содержа в себе огромное количество разного рода сказаний и будучи весьма значительными по размеру (в "Илиаде" 15693 стихотворных строки, в "Одиссее" их 12110), эти поэмы не могли появиться внезапно, в виде произведения только одного гениального писателя.

Гомер. Илиада

Произведения Гомера, поэмы "Илиада" и "Одиссея", являются первыми по времени известными нам памятниками древнегреческой литературы и вместе с тем вообще первыми памятниками литературы в Европе. Содержа в себе огромное количество разного рода сказаний и будучи весьма значительными по размеру (в "Илиаде" 15693 стихотворных строки, в "Одиссее" их 12110), эти поэмы не могли появиться внезапно, в виде произведения только одного гениального писателя.

Малая Илиада

Автором называют Лесха из Пирры на о-ве Лесбос (начало VII в.). По содержанию поэма примыкала к предыдущей, так как начиналась со спора об оружии Ахилла. Далее следовали прибытие под Трою Филоктета и его поединок с Парисом, гибельный для последнего, а также прибытие Неоптолема, сооружение деревянного коня и введение его в Трою. Поэма традиционно включается в так называемый «Эпический цикл».

Эфиопида

Автором считается Арктин из Милета (конец VIII в.). Содержание составляло прибытие под Трою после гибели Гектора (фр. 1) царицы амазонок Пенфесилеи и вождя эфиопов Мемнона, их гибель от руки Ахилла и смерть самого Ахилла, за чьи доспехи разгорелся спор между Аяксом и Одиссеем. Поэма традиционно включается в так называемый «Эпический цикл».

Меламподия

Мелампод — сын Амифаона (см.: «Каталог женщин», фр. 74), врач и пророк, наделенный даром понимать голоса птиц и животных. Он исцелил, в частности, от безумия дочерей Прета (см.: «Каталог женщин», фр. 20 и примеч.).

Перевод О. П. Цыбенко

 

1 (270)

Кедра и сумраконосной сосны безжалостным дымом...

2 (271)

Эгимий

Эгимий — сын Дора, мифический предок дорийцев, давший им законы, когда они жили еще в долине Пенея в Фессалии. Впоследствии он усыновил Гилла, сына Геракла, дав ему третью часть своего царства. По имени Гилла и родных сыновей Эгимия — Дима и Памфила — три древних родовых объединения дорийцев назывались Гиллеи, Диманы и Памфилы (см. разд. П, Тиртей, фр. 10, 2) Авторство Гесиода крайне сомнительно.

Перевод О. П. Цыбенко

 

1 (294)

Сошествие Пирифоя

В поэме речь шла о сошествии в Аид Тесея и Пирифоя (соратник верный, 5), царя лапифов, с целью взять Ферсефонею (Персефону) в жены Пирифою. В царстве мертвых Тесей и Пирифой встречают тень Мелеагра и ведут с ней разговор. 1—6. ...Ни силой сразить... — слова Мелеагра (см.: «Каталог женщин», фр. 13 и примеч.), обращенные к Тесею.

Перевод О. П. Цыбенко

 

1 (280)

Каталог женщин

Вопрос об авторе этой поэмы, которая занимала 6 книг, и о времени ее создания принадлежит к числу достаточно трудных в классической филологии. Никто из современных исследователей не считает ее произведением Гесиода. Если он и был составителем такого каталога, примыкавшего к «Теогонии», то это должно было быть произведение, значительно более лаконичное, составленное по образцу ст. 886—1018 «Теогонии» как краткий перечень родоначальниц героических родов.

Щит Геракла

Хотя эта небольшая поэма сохранилась вместе с бесспорно гесиодовскими «Теогонией» и «Трудами и Днями» во многих средневековых рукописях, а отрывки из нее — в папирусах, уже в IV в. до н. э. ее считали неподлинной, а современные филологи единогласно относят к первым десятилетиям VI в. Автором поэмы являлся, вероятно, рапсод из Фессалии, предназначавший ее к исполнению в Пагасей- ском святилище Аполлона.

Маргит

«Маргит» — комическая поэма, которую в древности приписывали Гомеру. В действительности ее автором был неизвестный рапсод из Колофона VII — VI вв. (фр. 1). Герой поэмы — фольклорный дурачок, ничего не умеющий (фр. 2 и 3), вплоть до исполнения супружеских обязанностей, которых он стремится избежать в первую же брачную ночь (фр. 4). Впрочем, позже, наученный невестой, он готов вообразить себя на сексуальном поприще Гераклом и справить еще не одну свадьбу (фр. 5). Поэма была написана в чередовании гексаметров с ямбами. Фр.

Война мышей с лаской

Папирусный отрывок, опубликованный в 1983 г.1 Папирус, извлеченный из картонажа мумии, относится ко Π — I вв. Вероятно, и время создания поэмы — около Π в. Из сохранившихся на обрывках папируса стихометрических пометок 400 и 900 видно, что поэма превышала «Войну мышей и лягушек» более чем в три раза, а нашему отрывку предшествовали 360 стихов.

Труды и дни

Вторая поэма Гесиода возникла в русле «поучений», также известных в ближневосточной словесности 2-го — 1-го тысячелетий. Принципиальная ее новизна состояла, однако, в том, что гомеровский гексаметр, предназначенный для воспевания героических подвигов эпических героев, здесь был с соответствующими модификациями приспособлен для совершенно иной тематики — воспевания честного труда и наставлений по земледелию. Социальная обстановка в Беотии была в это время мрачной.

Теогония (О происхождении богов)

«Теогония», будучи первой на греческой почве поэмой о происхождении и функциях богов, не является вместе с тем изолированным явлением в Средиземноморском регионе. Известны — в отрывках или пересказах — сходные по тематике произведения, созданные во втором тысячелетии в Месопотамии, Финикии, у хурритов — народа, проживавшего в юго-восточной Малой Азии, севернее Сирии и Месопотамии, и завоеванного в XTV в. хеттами, которые переняли его мифологию.

Кипрские песни (Киприи)

Автором их считали Стасина с о-ва Кипр (VII в.). Содержание поэмы охватывало события от состязания трех богинь в красоте на свадьбе Пелея и Фетиды (см.: «Каталог женщин», фр. 78) до спора Ахилла с Агамемноном, которым начинается «Илиада». Поэма традиционно включается в так называемый «Эпический цикл».

Ктесий. «Индика»

Подобно тому как «Сказание об Индийском царстве» было средневековым образом далекой страны, «Индика» Ктесия Книдского стала первой картиной Индии для греков античности. Нельзя сказать, чтобы об Индии ранее IV века до нашей эры не упоминали, – отрывки сочинений Гекатея Милетского и Скилака из Кориандра говорят в пользу того, что греки знали о стране, расположенной на востоке, но Ктесий первым взялся ее по-настоящему описать. Кем был этот Ктесий из Книда?

О племенах, удивительных своим обликом (Плиний Старший. Естественная история. VII, 9—32)

Мы указали на то, что некоторые из скифских племен питаются человеческим мясом. Это могло бы показаться вовсе невероятным, если бы мы не знали, что и посреди круга земного, на Сицилии, обитали подобные чудовищные народы, циклопы и лестригоны. А в последнее время (нам стало известно о том, что) у племен, живущих по другую сторону Альп, есть обычай приносить людей в жертву богам, который лишь немногим отличается от людоедства.

Авл Гелий. Аттические ночи. IX, IV (фрагмент)

Во II веке нашей эры писатель Авл Гелий, возвращаясь из Греции в Италию, купил свиток с книгами о чудесах: Аристея, Исигона, Ктесия и других. Поскольку каждое свидетельство об этих утерянных трудах на вес золота, ученые пытались обнаружить в рассказе Авла Гелия хоть одну оригинальную деталь, но тщетно — все, что мог, он переписал из книги Плиния, причем слово в слово, хотя сам заявляет, что сделал выписки и включил их в свои заметки.

 

Овидий. Героиды

Над книгой «Героиды» Овидий начал работать, еще не кончив «Любовных элегий». Это цикл стихотворных посланий от лица мифологических героинь к покинувшим их возлюбленным: от Пенелопы к Одиссею, от Ариадны к Тесею и т. д. В пятнадцати посланиях здесь ситуация одна и та же: покинутая пишет покинувшему. Ситуация порождает три группы мотивов: для настоящего, прошедшего и будущего. Настоящее: разлука («ты меня покинул», «я в исступлении»), любовь («ты клялся мне в верности», «я заслужила эту верность»), ревность («не к другой ли ты уехал?», «конечно, к другой!»).

Овидий. Любовные элегии

Свое место в ряду римских поэтов Овидий называет точно: «Первым был Галл, вторым Тибулл, третьим Проперций, четвертым - я» («Скорбные элегии», IV, 10, 53-54). Это преемственность мастеров одного жанра: любовной элегии. Жанр этот был новым, даже новомодным; он сложился не в Греции, а в Риме, в том самом светском кругу, к которому так стремился Овидий, и был лучшим выразителем любовного этикета в этом кругу.

Овидий. Метаморфозы

Перевод С. Шервинского
Примечания Ф. Петровского

Книга первая

Вступление (1 — 4) — Хаос (5 — 20) — Возникновение мира (21 — 88) — Золотой век (89 — 112) — Смена веков (ИЗ — 162) — Совет богов (163 — 208) — Ликаон (209 — 243) — Девкалион и Пирра (244 — 415) — Возникновение животных; Пифон (415 — 451) — Дафна (452 — 567) — Ио (568 — 667) — Apr; Пан и Сиринга (668 — 723) — Ио (724 — 747) — Фаэтон (748 — 779)

Книга вторая

Война мышей и лягушек (Батрахомиомахия)

Эту пародийную поэму в древности приписывали наряду с «Маргитом» Гомеру, однако уже в прошлом веке возобладало мнение, что "Война..." написана в V в. или несколько раньше. Между тем стилистические и лингвистические наблюдения над текстом, начавшиеся с конца XIX в. и особенно усилившиеся во второй половине нашего столетия, показали, что поэма эта создана в позднеэллинистическое время, если не в эпоху Августа.

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека

Древнегреческий историк и мифограф Диодор Сицилийский (годы жизни: около 90 — 30 гг. до н. э.) посвятил 30 лет созданию своих исторических сборников (Bibliotheca Historia). «Историческая библиотека» Диодора состояла из 40 книг, разделенных на 3 части:

Страницы