Алкуин

Алкуин или Флакк Альбин (Alcuinus, seu Flaccus Albinus) родился в Англии, в г. Йорке, около 735 г., умер в монастыре св. Мартина, во Франции в г. Туре, 19 мая 804 года. В VIII веке. Англия была центром ученой образованности, благодаря слиянию христианских идей с остатками кельтических наук. Как в древние времена из Галлии отправлялись в Йорк для изучения образованности друидов, так в том же самом городе была основана при монастыре знаменитая школа, в которой обучался и молодой Алкуин, под руководством архиепископа Эльберта. Вот что говорит сам Алкуин в своих воспоминаниях о месте своего обучения: «Ученый Эльберт напоял загрубелые умы прямо из источника различных наук; одним он старался сообщить искусство и правила грамматики, пред другими поднимал волны риторики, иных упражнял в прениях судебных, других в песнях Аонии. Многие научались у него играть на флейте Касталии или ударять ногою о вершину Парнасса; другие знакомились чрез него с гармониею небесного свода, путями солнца и луны, пятью поясами полюса, семью планетами, законами течения звезд, их восходом и закатом, движением моря, землетрясениями, природою человека, зверей, птиц и всего населения лесов; он раскрывал пред ними различные качества и сочетания чисел; научал с Достоверностью высчитывать время пасхи, и в особенности объяснял таинственное в св.писании» (О святителях и святых церкви Йopкской, стих 1431-1447). Такою было разнообразное содержание обучения Алкуина в школе.

Преемник, Элъберта, Эадван, отправил Алкуина в Рим, для получения паллиума, в 780 г. Это путешествие в Италию решило участь Алкуина: он встретился в Парме с Карлом Великим; по своей страсти соединять около себя всех ученых мира, Карл уговорил Алкуина переселиться к нему; получив согласие архиепископа, Алкуина в 782 г. явился к Карлу и устроил при дворе его знаменитую Палатинскую школу, которою он и управлял до 796 г. Все семейство Карла и сам король были его учениками; из этой же школы вышли все литературные знаменитости того времени, в том числе и Эгингард. Деятельность Алкуина нe ограничивалась одним преподаванием наук; он с такою же ревностью заботился об основании школ при других монастырях и о собирании и исправлении манускриптов. Утомленный продолжительными трудами, он удалился от двора в 796 г. и основал новую школу в Турени при монастыре св. Мартина, Но и в этот последний период своей деятельности он не прерывал сношений с Карлом Великим и вел с ним ученую, по тому времени, переписку. — Литературная деятельность Алкуина была чрезвычайно обширна: кроме многочисленных сочинений богословского содержания, где он комментирует св. Писание, защищает догматы веры против еретиков и объясняет части литургии, Алкуин оставил много произведений философского, исторического и поэтического содержания. Из философских его трактатов особенно занимательны: 1) De virtutibus et vitiis (о добродетели и пороке), посвященное графу Гвидо; и 2) De ratione animae (о природе души), написанное для одной из женщин, посещавших его Палатинскую школу. К этому же отделу нужно отвести его трактаты о грамматике, правописании, риторике и диалектике, и лекции, читанные в школе. К историческим сочинениям Алкуина принадлежат жизнеописания святых; из них особенно замечательна жизнь св. Виллиброда. По древним каталогам видно, что Алкуин писал истории Карла Великого, особенно по отношению его к саксам, но это сочинение не дошло до нас. Между поэтическими произведениями Алкуина первое место принадлежит поэме: De pontificibus et sanctis ecclesiae Eboracensis (о святителях в святых церкви Йоркской), в 1657 гекзаметрах.

Полное собрание сочинений Алкуина сделал Froben, Alcuini Opera omniа. Ratisbоnae. 1776. 4 части в 2 томах; и Migne, Putrologiae cursus completus, в двух томах, по общему счету издания т. С и CI. — Из специальных исследований об Алкуине особенно замечательно: Alcuins Leben, ein Beitrag zur Staats - Kirchen- and Culturgeschichte der Karolingischen Zeit. Halle. 1829 r., покойного Лоренца, профессора истории в бившем Педагогическом институте в С.-Петербурге. Ср. Monnier, Alcuin et son influencie litter., relig. et polit, chez les Francs. Par. 1853.1

  • 1. М. М. Стасюлевич // История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Том II. СПб. 1864

Анналы Алкуина (?)

Перевод: Дьяконов И. (2008), по изданию: Annales Lindisfarnenses et Cantuarienses et Sancti Germani minores. (Annales, ut videtur, Alcuini.) Monumenta Germaniae Historica, SS. Bd. IV. Hannover.1841

***

Алкуин. Письма Карлу Великому и Карлу Юному

По изд.: История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Том II. СПб. 1864
Перевод и комментарий М. М. Стасюлевича. (
Fl. Albini, seu Alcuini, abbatis et Caroli Magni Imp. magistri Opera omnia ed. Migne. Том I, Письма: 33, 43, 120, 131 и 162.)

 

4. Из переписки Алкуина.
(в конце VIII и нач. IX в.).

I. Письмо к Карлу Великому.
(Ad domnum regem).
(в 796 г.).

Альбин Коридону

1 Вот твой Альбин1 восвояси, злых волн избежав, возвратился,2
Высокостольный помог путнику благостный бог.

Алкуин. Словопрение Весны с Зимой

Сразу все вместе в кружок, спустившись со склонов высоких,
Пастыри стад собрались при свете весеннем под тенью Дерева,
чтоб сообща веселых Камен возвеличить.
Юноша Дафнис пришел и с ним престарелый Палемон1

Стали готовиться все сложить славословье кукушке.
Гений Весны подошел, опоясан гирляндой цветочной,
Злая явилась Зима с торчащею мерзлой щетиной;